Популярность в одежде так называемого военного стиля уже давно ни у кого не вызывает сомнения. На вопрос: "Почему?" - можно услышать множество самых разных ответов. Такая одежда, как правило, удобна, она немаркая и, к тому же, вызывает уверенность в высоком качестве изготовления, которое в советские времена ассоциировалось со всем армейским. Есть и еще одна мотивация выбора в пользу камуфлированной одежды. В последнее время на планете идет очень много войн и боевых действий, и, как бы это ни кощунственно звучало, именно благодаря им стиль "милитари" стал востребован столь широко. Понятие "камуфляж" обычно обозначает одежду, раскраска которой (пятнами, полосами и т. д.) искажает очертания человеческого тела или предмета, затрудняя их обнаружение. Чаще других "камуфляж" используют представители силовых структур, военные и охотники. Самый ходовой цвет "камуфляжа", с которым он обычно и ассоциируется, - хаки. Кроме того, существует "камуфляж" для маскировки в лесистых местностях, пустынях, снегах и т. д. "Закон Тэйера" Изобретение "камуфляжа" приписывают сугубо мирному человеку - детскому художнику Эбботу Тэйеру (США). В далеком 1901 году он увлекся изучением живой природы, где "натурщиками" служили звери и птицы. Повседневные наблюдения за пернатыми и сподвигли Тэйера к изучению разнообразия красок в природе. В итоге он сформулировал теоретические основы защитных свойств цвета, установив, например, что участки тела животных, которые чаще обращены к свету, обычно темнее, а скрытые от солнца - светлее. Этот принцип получил в США название "Закон Тэйера" и впоследствии нашел весьма неожиданное для автора применение. В 1909 году американец выпустил книгу для малышей "Защитные окрасы в царстве животных". Каждая ее страница представляла собой "загадочную картинку", где было изображено переплетение стеблей и листьев, и читателю предлагалось определить, кто за ними скрывается. Книга воспринималась как увлекательная настольная игра. Спустя какое-то время художник и читатели с удивлением узнали, что на издание обратили внимание военные чины США. "Закон Тэйера" лег в основу научной теории мимикрии (в вольном переводе, это слово означает сходство окраски с окружающей средой). На ее базе была разработана система принципов военного камуфляжа. Художника поблагодарили за его оригинальную идею, книгу несколько раз переиздали. Вторая мировая война подтвердила непреходящую ценность открытия Эббота Тэйера. Его разработки не только спасли жизнь десяткам тысяч людей, но и составили основу маскировки сотен городов. Конкретный узор и расцветка в разных странах варьируются, однако базовый принцип ("разбивающего рисунка") остается неизменным. В остальном же камуфлированная форма предоставляет большой простор для творчества модельеров и художников. "Лесной" камуфляж НАТО Армии стран - членов НАТО для действий в средней полосе в летнее время в конце 1970-х - начале 1980-х годов приняли "на вооружение" так называемый "лесной" камуфляж, состоящий из больших, накладывающихся друг на друга пятен и полос черного, коричневого, зеленого и белого цветов (с преобладанием 2 последних). В более жарком климате используется "лиственный" камуфляж - беспорядочно разбросанные по ткани пятна 4 основных цветов с преобладанием зеленого и коричневого (с небольшими изменениями в рисунке и расцветке, сохранившийся еще со времен Второй мировой), или вариант маскировочной окраски, известный под названием "тигровые полосы". В 1982 году сначала появился "пустынный" камуфляж - именно в него чуть ли не поголовно были одеты участники операции "Буря в пустыне". Правда, при этом не обошлось без накладок: новую форму испытывали в пустынях Северной Америки, и там ее расцветка оказалась в высшей степени эффективной. А вот в ближневосточных или североафриканских пустынях солдату в такой маскировке не удается полностью слиться с пейзажем: не тот цвет почвы, меньше камней и т.д. Маскировочная форма в Красной Армии При проведении военной реформы 1935 года командование Красной Армии, к его чести, уделило должное внимание маскировке войск. Она подразделялась на естественную (выполняемую без каких-либо специальных приспособлений) и техническую (требующую использования определенных материалов и инструментов). Для всех родов войск РККА вводились индивидуальные средства маскировки: летние и зимние камуфлированные маскировочные халаты, костюмы и вертикальные маски. Камуфлированная ткань изготавливалась в 2 вариантах: летняя (зеленого цвета, с хаотично расположенными черными амебообразными вкраплениями) и осенняя (песочного оттенка, с коричневыми пятнами). Для изготовления этого обмундирования использовалась бязь, которая в боевых условиях оказалась до обидного недолговечной. Впервые новое обмундирование было продемонстрировано во время крупных маневров в Белорусском военном округе в 1936 году - тогда в него были одеты десантники. В конце 1930-х годов в Красной Армии стали широко применяться мочальные маскировочные костюмы. Особое распространение они получили во время боевых действий в районе озера Хасан. Не только фабричная, но и самостоятельно изготовленная бахрома из пучков мочала и сухой травы хорошо маскировала бойцов в степи. С первых дней Великой Отечественной войны производство камуфлированной формы резко возросло. Фактически все подразделения войсковой разведки, группы снайперов и другие подразделения, выполнявшие специальные задачи, должны были иметь такую форму. В 1943 году были введены новые расцветки маскировочных тканей - на зеленом фоне хаотично располагались ветки и листья желтого цвета. Иногда поверх этого рисунка наносились не имеющие четкой конфигурации пятна темного цвета. Современные материалы Сегодняшняя популярность камуфляжной одежды среди охотников, рыбаков, туристов и любителей активного отдыха вызвана пониманием того, что для изготовления военной формы используется многолетний опыт и самые современные материалы. Среди них особо следует отметить 2 типа: Хлопчатобумажная "Рип-стоп" (состав - 100% хлопка, вес - 210 г/м2). При производстве ткани стояла задача: добиться малого веса с сохранением повышенной прочности на разрыв. Ткань предполагалось использовать в жарком климате. Проблема была решена за счет применения плетения "рип-стоп". По внешнему виду ткань напоминает тетрадь в клетку (в этих местах пргоходит нить большего диаметра, чем на основной поверхности). Как результат, в местах "клетки" возникает повышенное сопротивление разрыву. "Смесовая" (состав - 60% хлопка, 40% полиэфира, вес - 230 г/м2). В ткани используется переплетение саржевого типа, при котором полиэфир выведен на лицевую сторону, а хлопок - на изнанку (к телу). Это дает двойной эффект: полиэфир увеличивает стойкость ткани к истиранию и обеспечивает прочность крашения, а хлопок улучшает ее гигиенические свойства. Последний вариант идеален для повседневной носки - рисунок на смесовой ткани сохраняется дольше. Наряду с нейлоновыми камуфлированными костюмами, охотники сегодня активно используют мембранные ткани: они не промокают, хорошо "дышат", выводят влагу и обеспечивают вентиляцию. Существенный "минус" синтетических волокон заключается в том, что они накапливают запах - на охоту в таких изделиях лучше не отправляться.
|