Всё чаще при покупке повседневной или
специализированной спортивной обуви мы встречаем на подошве вот этот
жёлтый многоугольник с надписью Vibram
Что же "он" значит, и почему многие производители и потребители отдают "ему" предпочтение?
История развития компании Vibram насчитывает уже 70-ю историю
В 1935 году член итальянского альпийского клуба и известный горный проводник Витале Брамани возглавил группу альпинистов, которые должны были совершить восхождение на несколько вершин в Итальянских Альпах.
Сначала погода благоприятствовала спортсменам, но во время восхождения на пик Расика (Punta Rasica), узкий гребень высотой 3305м, началась сильная и затяжная метель.
Скальная стена покрылась льдом, спуск превратился в настоящий ад...
В те времена альпинисты использовали для переходов по относительно
ровной местности тяжелые ботинки с подбитой сапожными гвоздями жесткой
подошвой, а для крутых участков – легкие ботинки с гибкой и тонкой
фетровой подошвой.
Они позволяли хорошо чувствовать скальный рельеф, но не обеспечивали достаточной защиты от холода и влаги.
А уж если подметки намокали, то при отрицательных температурах
обледеневший фетр просто скользил по камню, так что восхождение и спуск
становились невозможными.
Именно ботинки и стали одним из факторов, которые погубили шесть членов группы, погибших от обморожения.
Можно ли было предотвратить трагедию?
Именно этим вопросом и задался Брамани.
На замену фетру требовалось придумать подошву, которая бы удовлетворяла
ряду противоречивых требований – была бы тонкой и гибкой, хорошо
защищала от холода и влаги и, конечно, отлично держалась на скальном
рельефе.
В качестве материала Брамани выбрал вулканизированную резину, материал, известный к тому времени уже около ста лет.
Почти год он подбирал состав резины, чтобы добиться нужной жесткости и
стойкости к истиранию, и разрабатывал рисунок, который бы прочно
удерживался на любой поверхности.
В 1937 году он запатентовал свое изобретение – резиновую подошву
Carrarmato, что в переводе с итальянского означает «напролом», и начал
выпуск подошв, воспользовавшись помощью шинной компании Pirelli Tire
Company.
В качестве торговой марки изобретатель выбрал сокращение от своего имени и фамилии (Vitale Bramani) – Vibram.
Ботинки с подошвами Vibram быстро получили известность среди альпинистов.
Но настоящая мировая слава пришла к компании в 1954 году, когда двое
итальянских альпинистов, Лино Лацеделли и Ахилл Компаньони, совершили
восхождение на вторую по высоте (но, вероятно, первую по сложности и
опасности) вершину мира – гору Чогори, или K2: одним из главных
предметов экипировки итальянских спортсменов были ботинки с подошвами
Vibram.
С тех пор ботинки с ярко-желтым многоугольником и надписью Vibram на
подошве оставили свои следы на всех покоренных вершинах Земли, да и
само слово стало практически нарицательным для туристической обуви.
Сейчас компания выпускает 35 млн подошв ста пятидесяти разновидностей в
год, а более тысячи производителей используют их в своей обуви.
Девиз компании, производящей самые известные подошвы в мире, гласит: «Между вами и землей».